И Perrier за это получай

Журнал "Профиль", 08 сентября 2003 г.

Рубрика "Тенденции"
Ведущий рубрики Евгений Дмитриев


Обладая четвертью мировых запасов пресной воды, Россия не в состоянии обеспечить большинство своих граждан качественной питьевой водой. Может быть, поэтому россияне в последние годы все больше пьют за деньги.


Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день один из самых быстро растущих среди потребительских в России. Его емкость составляет около $800 млн. в год. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков.

Как считают в компании United Financial Croup (UFG), пользующейся авторитетом на рынке, объем производства минеральной и питьевой воды в России в 2003 году может составить около 2,266 млрд. литров (на 23% больше, чем в 2002 году). В результате потребление ее к концу нынешнего года увеличится с прошлогодних 12 литров до 16 литров на душу населения. Как считает аналитик UFG Алексей Кривошапко, по прогнозам, к 2010 году на каждого отдельно взятого россиянина будет приходиться уже около 28 литров покупной воды.

Тем не менее до Европы нам пока еще очень и очень далеко: там ежегодное потребление минеральной и питьевой воды превышает ТОО литров. Самые большие водохлебы - итальянцы, которые в среднем выпивают ежегодно около 190 литров минеральной и питьевой воды каждый. Следом идут французы (148 литров), бельгийцы (133 литра), испанцы (121 литр) и немцы (112 литров). Аналитики объясняют рост "водопойного" рынка в первую очередь тем, что россияне все больше заботятся о собственном здоровье. Это с одной стороны. А с другой - отвратительным (даже по местным стандартам) качеством того, что льется из-под крана. Согласно подготовленным к ближайшему заседанию президиума Госсовета данным, водопроводная вода более-менее удовлетворительного качества льется из кранов всего в четырех крупных российских городах - Москве, Петербурге, Омске и Ростове-на-Дону.

Впрочем, именно в городах-"миллионниках" растет потребление обычной питьевой воды. Как заявляют в компании Nestle Waters, которой принадлежат бренды "Святой источник" и "Чистая вода", у рынка бутилированной воды в нашей стране многообещающее будущее - ежегодно он растет на 30%.

Еще один быстро развивающийся сегмент рынка - негазированная столовая вода. По оценкам аналитиков, потребление газированной воды растет в среднем на 20% ежегодно, тогда как негазированной - на 63%.

Еще 3-4 года назад в России продавалось 80% газированной и лишь 20% негазированной воды. Сегодня пропорции практически диаметрально изменились - 40% на 60% соответственно. Это вовсе не значит, что объем потребления газированной воды падает - просто "негазированный" рынок растет быстрее.

Рост потребления минералки не может не привлекать и производителей "левой" продукции. Ведь подделать ее не составляет большого труда: в воду из-под крана добавляют соду, соль и йод, а затем газируют. По разным оценкам, на рынке минеральной воды доля фальсифицированной продукции составляет от 30% до 50%.

Больше всего, конечно, подделывают раскрученные бренды: "Кисловодский нарзан", "Ессентуки", "Славяновскую", "Боржоми", "Новотерскую" и т.д.

Широкое распространение подделок известных российских брендов приводит к постепенному росту потребления элитных западных брендов, которые подделывать - из-за оригинальной формы бутылок и сравнительно узкого круга потребителей - просто нет смысла.

В настоящее время импортная минеральная вода класса premium занимает около 1% от всего российского "водопойного" рынка. Тем не менее продажи дорогой минеральной воды растут не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в российских регионах.

Основным поставщиком элитной минералки на наш рынок выступает компания Nestle Waters (подразделение международной корпорации Nestle), которой принадлежат такие известные бренды, как Perrier, Vittel, San Pellegrino, а также недавно появившаяся на российском рынке итальянская негазированная вода "Аква Панна".

На главную страницу журнала "Профиль".
Вверх