Кто в ответе за качество воды?

В России контроль качества воды возложен на множество организаций. Так, нормативы и стандарты качественной воды прописаны в документах Госстандарта, Госстроя, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора, МПР. Вышеупомянутые документы противоречат один другому во множестве вопросов, что соответственно приводит к полному отсутствию действенного механизма их соблюдения и исполнения. На сегодняшний момент вырисовывается острая необходимость создания надведомственной структуры, в обязанности которой будет входить надзор за созданием нормативных документов по вопросу качества воды, которые не буду противоречить друг другу.

По мнению некоторых экспертов, роль контролирующего органа в данном случае должен исполнять Минздрав, так как главенствующим вопросом для разработки норм и стандартов качественной воды, является забота о здоровье человека.

На практике, например, в Москве, непосредственно за качество воды несет ответственность «Мосводоканал», но зона ответственности этой структуры ограничена станциями. В итоге, за состояние воды, которая по трубам попадает к конечному потребителю, никто не отвечает. Да и многие очистительные сооружения «Мосводоканала» проектировались 50-60 лет назад, и, соответственно, были рассчитаны на абсолютно другое качество воды в водозаборах и неизменно меньшие объемы потребления воды. Естественно, на сегодняшний день такие очистительные сооружения не способны обеспечить гарантированное качество воды, согласно нормативам, введенным в течении последних 10-15 лет.

Примером возможного решения проблемы ответственности за качество воды может быть создание целевых программ – как, например, в Республике Саха (Якутия), в 2009 году. Там на протяжении прошлого года был создан полный список источников водоснабжения (как для питьевых, так и для хозяйственных нужд), с оценкой степени качества и безопасности воды, а также актуальными предложениями по улучшению водоснабжения населения республики. На основе этого перечня был разработан проект республиканской целевой программы «Чистая вода», концепция которой была утверждена в начале этого года. В программе предусмотрена ответственность конкретной организации (предприятия, госпредприятия, органа власти) за чистоту того или иного источника и качество воды в нем. Дело, как всегда, за малым – за эффективной реализацией и эффективным механизмом контроля.

Таким образом, ближайшее будущее – за региональным контролем качества российской воды, то есть в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход и определение, какие вещества загрязняют данный источник воды. Второй шаг – поиск и привлечение к ответственности лиц и предприятий, непосредственно загрязняющих воду.

Вверх